Педагогическая копилка

Сценарий развлечения "День знаний" для старшего дошкольного возраста


Сценарий комплексно - тематического мероприятия.
Хоровод дружбы вокруг Байкала.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей  об озере Байкал, его природе и национальностях проживающих вокруг Байкала. Обогатить словарный запас.
Развивающие:
развивать певческие навыки:
развивать песенное творчество;
развивать ритмический и звуковысотный слух;
развивать внимание и восприятие;
развивать пространственную организацию движений, координацию;
совершенствовать двигательные навыки.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь к родному краю, его природе, народам Прибайкалья и Забайкалья;
воспитывать интерес к народному творчеству и играм народов Сибири;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к совместному творчеству.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Оборудование:
Средства мультимедиа, бубен, платочки, ткань 2*2 синего или голубого цвета, национальные костюмы бурят, эвенков, русских, костюм Сибирячка, костюм Боцмана.
Предварительная работа:
Беседы об озере Байкал, его флоре и фауне.
Знакомство с журналом «Сибирячок».
Чтение рассказов, стихов, сказок, в том числе народных об озере Байкал и народах, проживающих вокруг него.
Разучивание песен, народных игр, танцев.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал и рассаживаются.
На фоне музыки, звучит стихотворение.
Живёт в лесу Сибирском малыш Сибирячок,   
В Байкале ловит омуль, на маленький крючок, 
Грызёт орех кедровый, гуляя по тайге,             
Домой несёт бруснику, 
Маслятки в рюкзаке.      
Он любит всех животных, растения и птиц,
И знает про природу он сотни небылиц.
Он дружит с доброй нерпой, медведем и лисой.
И всех ребят научит любить свой край родной!
                                                                              ( Е.В. Деменская)

Звучит музыка, в зал входит Сибирячок  (персонаж журнала «Сибирячок»)

Сибирячок. Здравствуйте, ребята, я очень рад видеть вас. Приглашаю вас отправиться вместе со мной в путешествие к самому большому озеру в мире – Озеру Байкал! Согласны? Отправляемся вперед!
Дети встают  друг за другом и идут за Сибирячком.
1.Физразминка.
Раз, два, раз, два,
Шагает дружно детвора.
Шире шаг, не зевай,
К завтраку не опоздай!
(идут по залу)
Солнце яркое встает
Лучики свои нам шлет.
Руки солнцу мы покажем,
«Здравствуй!»- солнышку мы скажем.
(руки вверх, потянутся).
На ели виден белкин дом
И ветер шелестит
Там белка занята трудом.
Орехи шелушит,
( прыжки, на двух ногах вперед)
Бежит тропинка по тайге.
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
(бегут змейкой)
Сибирячок: Вот мы и пришли, давайте присядем и полюбуемся красавцем Байкалом!               
Звучит музыка (шум прибоя, фортепиано)   
Дети:
1.     Смотри, Сибирячок, как хороша земля,
Поет о чем-то лес, ветвями шевеля.
И слышен шорох трав, на них горит роса,
И рокот ручейков, и птичьи голоса.
2.     Смотри, Сибирячок, как величав простор,
Какой чистейший снег одел вершины гор!
3.     Смотри, Сибирячок, чуть видною тропой
Олени по тайге идут на водопой.
Туда, где синеву под солнцем расплескал
Как сказка на яву – сам чудодей Байкал!        (Марк Сергеев)


2. Танец с тканью «Красавец Байкал» (под муз. А Рыбникова)
Сибирячок:  Байкал не только очень красив, но и сказочно богат. Как вы думаете, чем богат Байкал?
( самый большой источник пресной воды, богатый растительный и животный мир, а так же подводный).
Сибирячок: Действительно  в сибирской тайге и на берегах озер и рек обитает много животных и птиц. А каких вы знаете птиц, живущих в сибирской тайге и на Байкале? (Ответы детей). Давайте поиграем в интересную игру.
3.Игра «Пересвист и перепляс».
Звучит музыка, дети выполняют танцевальные движения по показу Сибирячка. По окончании музыки дети одновременно начинают издавать звуки птиц, например, «кар-кар», «фью-фью», «чирик-чирик» , «угу-угу» и т.д.высокими и низкими звуками.
Дети рассаживаются.   
Сибирячок:
Я шагаю по нашему краю,
А где край у него, я не знаю.
Полнедели березы белели,
Полнедели чернели ели.
Дальше кедры закрыли свет,
Выше кедров сибирских нет.  (И. Луговской)
- Ребята, а какие еще вы деревья знаете, которые растут вокруг Байкала и в Сибирской тайге? (Ответы детей).
Сибирячок. Правильно, в сибирской тайге и на Байкале растут в основном хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница.  Предлагаю поиграть. Я буду называть деревья, а вы их показывать.
4.Игра на внимание « Деревья».
Сибирячок объясняет правила: Руки вниз и немного в стороны, – ель, руки вверх и немного в стороны - сосна, руки «домиком» над головой – кедр, руки на пояс – лиственница. Сибирячок называет дерево и показывает его, а дети повторяют. Затем Сибирячок называет дерево, а дети сами его показывают.
Сибирячок: Молодцы, ребята, а еще  на Байкале есть удивительные деревья - называются они ходульные или шагающие.
 Давным-давно, стали падать семена сосны во влажный песок. Выросла сосенка, стал ветер с ней играть, а деревце глубже корни в песок пустило. Стал ветер выдувать песок из-под корней, а сосенка крепче за землю держится.
Так появились ходульные деревья. Растут они в единственном месте на земле – на Байкале!
Музыка «Капитан, капитан улыбнитесь»
Сибирячок: Смотрите, ребята,  к нам приближается корабль.
В зал входит Боцман.
Боцман:
-На своей железной банке переплыл я все моря.
А теперь в селе Листвянка прочно бросил якоря.
Здесь родился я когда-то, набирался здесь ума.
А зовут меня, ребята, Федор Карпович…
Дети: Сарма!  (М. Сергеев)
Боцман: Здравствуйте, ребята  я рад, что вы меня узнали! Здравствуй, Сибирячок!
Сибирячок: Здравствуйте, Федор Карпович, а мы вот с ребятами путешествуем, знакомимся с Байкалом…
Боцман: Предлагаю вам подняться на мой корабль, продолжить  путешествие уже по воде.
Звучит песня «Славное море, 1 куплет. 
Шум прибоя, волн.
Боцман: Ребята, а не зря русские землепроходцы назвали озеро «Славным морем». Байкал называют морем, потому что здесь бывают штормы. Высота волн может достигать 4-5 метров, но довольно часто Байкал называют морем, просто из уважения, за буйный нрав, за то, что далекий противоположный берег часто скрывается где-то в дымке... А еще потому, что Байкал очень  богат рыбой.  Рыбы в Байкале видимо-невидимо. Предлагаю вам порыбачить.
5.Игра «Рыболов»
Дети («рыбки»)  встают в круг, у каждого в руках платочек. Дети соединяют руки лодочкой перед собой, удерживая платочек (« хвостик рыбки»). Выбирается Рыболов, он присаживается в центре круга на корточки, изображая, что держит удочку.
С утра сидит на озере                    Дети-«рыбки» двигаются по кругу       
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:

"Тра-ля-ля,                                   Дети –«рыбки» сходятся в центр круга
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля",                                   и расходятся

Озеро глубокое,                             Дети-«рыбки» двигаются по кругу       
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня (омуля)
Любитель-рыболов.

"Тра-ля-ля,                                      Дети –«рыбки» сходятся в центр круга
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".                                        и расходятся
(автор А. Барто)
По сигналу дети – «рыбки» соединяют руки за спиной, удерживая при этом в руках платочек («хвостик»), и разбегаются в разных направлениях. Задача Рыболова забрать платочек, т.е. «хвостик» у «рыбки».Чем больше платочков забрал рыболов, тем больше рыбы он поймал.
Федор Карпович: а теперь давайте посчитаем, сколько хвостов рыб поймал наш рыболов? (Рыболов считает хвосты).
Федор Карпович: Ну, молодец, рыболов, наловил омуля, хватит на уху! Но ведь в Байкале живет не только омуль, знаете ли вы названия других рыб, живущих в Байкале? (Дети называют рыб, обитающих в Байкале).
Сибирячок: Смотрите, ребята, на берегу стоят дети в красивых костюмах и приветствуют нас!
Входят дети в национальных костюмах.
Дети:
Реб. в русском костюме:
Как гласит приданье много лет назад,
Встретились в Сибири, русский (показывает на себя рукой)
Реб. в костюме эвенка:
Эвенок (показывает на себя рукой)
Реб. в бурятском костюме:
И бурят (показывает на себя рукой)
Реб. в русском костюме:
Русский земледелец, возле Ангары
Ковырял лопатой ямы да бугры.
Реб. в костюме эвенка:
Строили чумы эвенки.
Реб. в бурятском костюме:
Пас лошадок бурят.
Реб. в костюме эвенка:
Дружно у озера жили
Каждый соседству был рад!  (Из журнала «Сибирячок»)
(дети соединяют руки)
Реб. в бурятском костюме:
До сих пор все вместе,  так живут они.
Нет родней и ближе у Сибиряков родни!
Сибирячок обращается к Федору Карповичу:  Мне всегда было интересно, как  народы, живущие вокруг Байкала,  понимают друг друга? (ответы детей)
Федор Карпович: А  ты спроси, как они на своем языке называют самое большое озеро?
Бурят: Байгал-Далай.
Эвенок: Байкал-Нуур.
Русский: Байкал.
Сибирячок: Я понял! Ведь название озера на всех языках звучит похоже и всем понятно. А еще все дети разных национальностей, любят играть и игры у них общие.  А когда они играют, то отлично понимают друг друга!

Поиграем в бурятскую народную игру, она называется Белый шаман.
 6.Игра «Белый шаман» (шаман – ребенок в бурятском костюме)
Играющие ходят по кругу, выполняя разные движения. В центре круга – шаман. Он становится на колени и бьет в бубен какой – то ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный шаманом. Игра повторяется несколько раз. Тот, кто неправильно повторил ритм, выходит из игры.
Эвенок: А мы любим, играть в игру «Полярная сова и евражки»
7. Игра «Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на гром кий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Русский: Мы в морозильнике живем.
Родной свой край мы так зовем.
В нем никому не тесно, в нем очень интересно.
Нам очень нравится Сибирь,
Какой простор, какая ширь.
Все очень дружно мы живем.
Играем, танцуем, поем!
8. Песня о Сибири .
Сибирячок: Ребята, пора нам возвращаться.
Федор Карпович: Свистать всех наверх отдать швартовы!
Шум прибоя, волн.

Сибирячок:
Озер так много есть на свете
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста и свежий ветер,
И шепот сосен вековых!   

Фелор Карпович: Рад я был, ребята, показать вам озеро Байкал и сам еще раз полюбовался его красотами, но пора мне возвращаться в Листвянку. До свидания! (уходит)
Сибирячок:
Наше путешествие закончилось!

Приходите в гости,
 Я всегда вам рад.
 Я ведь травам и деревьям -
 Младший брат.
 Вы увидите такие чудеса,
 Вы услышите такие голоса,              
 
 Что подружитесь с тайгой наверняка
 Не на месяц, не на год, а на века.  (
Г. Граубин, М. Сергеев)

Берегите природу, до свидания, надеюсь, мы еще не раз все вместе побываем на Байкале!

ПРИМЕЧАНИЕ
В сценарий можно включить Сибирские частушки вместо Песни о Сибири.


Комментариев нет:

Отправить комментарий